Ребенок, как и любой другой человек, существо социальное. С самых ранних лет он постигает науку взаимодействия с окружающими людьми. Первым социальным агентом является семья. По сути, это мини-модель социума со своими правилами, устоями и нормами поведения. Именно в семье начинается становление ребенка как личности, но в будущем он должен контактировать и с другими агентами социализации – только так он будет нормально развиваться и сможет комфортно влиться в большой социум.
Следующий после семьи агент социализации – школа. Здесь ребенок переходит на принципиально другой уровень взаимодействия с людьми. Теперь его окружает не любящая семья и близкие родственники, а одноклассники и учителя. Ребенку приходится учиться взаимодействовать с ними, и, что самое интересное, очень часто это становится настоящим стрессом не для детей, а для их родителей. Почему так происходит? Как родителям найти общий язык с учителями и для чего это нужно? Попробуем разобраться.
Как учителя влияют на ребенка
До поступления в школу главным авторитетом для ребенка являются родители. Это ключевые фигуры не только в его бытовой жизни, но и в психологическом плане. Они учат, как поступать и что делать в любых ситуациях. Но с началом обучения в психологическом поле возникают новые авторитетные фигуры – учителя.
Они ставят перед ребенком новые правила, обучают и оценивают его успешность. Очевидно, что их роль в становлении маленького индивидуума очень важна. Более того, если учителю не удалось добиться уважения в глазах ребенка, он не сможет эффективно учить его, прививать новые знания и развивать полезные навыки. Так что же так часто не нравится родителям?
Родители против учителей
Наверное, вы уже догадались, почему порой родители не в восторге от появления новых авторитетных фигур в жизни ребенка. Мамы и папы опасаются, что могут утратить собственный авторитет – ведь теперь ребенок каждый день слушает учителя и восторженно рассказывает за ужином о своей умной классной руководительнице или невероятно доброй учительнице рисования. Ничего не напоминает? Да-да, это не что иное, как ревность.
Если разобраться, есть 3 основные причины конфликтов родителей и учителей:
- негативная (и часто неосознанная) реакция на главенствующую роль учителя в жизни ребенка;
- несогласие с мнением учителя в отдельных вопросах;
- неприятие стиля преподавания учителя.
Заметьте: довольно часто родительское несогласие с мнением учителя очень субъективно, например, «Почему вас учат решать задачки именно так? Меня в школе по-другому учили» или «Учительница сказала, что столица США – Вашингтон? Ничего подобного, я точно знаю, что это Нью-Йорк». Сами понимаете, такие «несогласия» вообще не должны быть причиной для конфликта. В своей семье авторитет для ребенка – вы, а в школьном классе – учитель. И это нормально.
Так есть ли повод волноваться?
Есть только одна важная причина, по которой ваши опасения по поводу учителя могут быть оправданы, – негативное отношение к ребенку. Это может проявляться в несправедливо заниженных оценках, оскорбительных высказываниях учителя в адрес вашего ребенка или применении физической силы.
Если вы уверены, что учитель относится к вашему ребенку предвзято, вы имеете право на открытый конфликт. Вы должны защищать интересы своего сына или дочери.
Если же учитель относится к ребенку адекватно и хорошо выполняет свою работу, у вас нет причин волноваться. Педагог, любящий детей и умеющий интересно организовать учебный процесс, – это человек, который поможет сделать вашего ребенка более умным, любознательным и социально активным. Сотрудничайте с учителями, вы – по одну сторону баррикад.
Памятка для родителей - Адекватно реагируйте на восхищенные рассказы ребенка о любимых учителях – порадуйтесь, что с ним работают такие замечательные педагоги.
- Никогда не тяните одеяло на себя и не заставляйте ребенка разрываться между 2 огней – так вы только нанесете ему психологическую травму и отобьете желание учиться вообще.
- Если возникла действительно конфликтная ситуация, решайте ее с учителем или со школьным руководством (в случае рукоприкладства или недопустимого поведения педагога). Но не вовлекайте ребенка во взрослые разборки.
Осознайте, что вы и учителя – на одной стороне. Но всегда прислушивайтесь к своему ребенку. Если он с восторгом рассказывает об уроках, поддержите его и покажите свою заинтересованность. Так ребенку не придется разрываться между вашим одобрением и уважением к школьному учителю. Но если то, что он рассказывает, вас тревожит, не игнорируйте потенциальную проблему – узнайте о ситуации, поговорите с учителем и, если понадобится, обратитесь к директору или завучу.
Бывает и по-другому: в школе к ребенку явно относятся хорошо, но заниматься ему не нравится и учителя жалуются на его плохую успеваемость. Скорее всего, ребенку просто трудно усвоить программу и это отбивает желание грызть гранит науки. Решить проблему можно при помощи дополнительных развивающих занятий. Научиться быстро читать помогут курсы либерики, а улучшить математические способности – занятия ментальной арифметикой. Новые навыки сделают процесс обучения в школе легким и интересным, повысят самооценку ребенка, что неминуемо отразится на его оценках и отношении к урокам.