28.05.2018
Поделиться: 6
  • Vkontakte
  • Telegram
216351

Классическая и ментальная арифметика: в чем разница

На просторах Интернета активно обсуждается новая прогрессивная методика оттачивания интеллекта – ментальная арифметика. В крупных городах открываются развивающие центры для детей и взрослых, пополняется копилка рекордов скорости устных вычислений.

Многие родители ошибочно полагают, что методика развивает исключительно математические способности, не подходит для ребят с гуманитарным складом ума. Однако прохождение курса позволяет улучшить успеваемость не только по точным, но и по остальным школьным дисциплинам. Но существует ряд коренных различий между арифметикой в классическом понимании и ментальной.

Исторические данные

Арифметика – наука о числах и отношениях между ними. Первые сведения о таких знаниях датируются третьим-вторым тысячелетиями до нашей эры. Люди стали изучать свойства чисел, поскольку требовалось проводить измерения и считать.

Ментальная арифметика – более молодая методика, если рассматривать современную интерпретацию, но ее корни уходят глубоко, в то время, когда в Китае изобрели счеты абакус. Это произошло 5 тыс. лет назад. Сегодня устный счет на основе абакуса практикуется в 52 странах мира, а в Японии и Китае является частью программы общеобразовательных школ.

 Процесс обучения

Изучение традиционной арифметики как части математики развивает логическое мышление. При этом активно задействуется левое мозговое полушарие. В процессе овладения ментальной арифметикой должную нагрузку получает правая половина мозга. Это дает возможность использовать не только логический подход к решению разных задач, но и творчество, интуицию. Такие способности выделяют из общей массы ученика, а впоследствии – специалиста.

Разница есть и в процессе обучения:

  • в школе дети познают свойства чисел, отношения между ними посредством заучивания правил, порядка, алгоритмов выполнения арифметических действий;
  • в ходе занятий ментальной арифметикой используются счеты (на первом этапе обучения), затем задачи решаются в уме. Дополнительные упражнения даются на специальных онлайн-платформах.

Глобальные отличия наблюдаются в результатах обучения. После усвоения основ арифметики в начальных классах учащиеся умеют выполнять сложение, вычитание, деление, умножение в столбик или путем разложения на разрядные единицы. Теоретически они считаются готовыми к постижению алгебры и геометрии, т. е. имеющими развитое логическое мышление. На практике эти более сложные дисциплины воспринимаются с огромными трудностями. Многие старшеклассники выходят из школьных стен, так и не полюбив математику.

После развивающих занятий с абакусом, тренировки одновременно обоих полушарий мозга слушатели решают в уме примеры любой сложности. У них увеличивается объем памяти, появляется способность к концентрации внимания, принятию нетрадиционных решений, повышается самооценка.

Противопоставлять обычную и ментальную арифметику не имеет смысла, эти понятия не заменяют друг друга. Авторская методика – полезное дополнение к школьному образованию.