11.12.2017
Поделиться: 5
  • Vkontakte
  • Telegram
211116

Абакус и визуализация

Бурное развитие информационного общества вызвало спрос на обучение ментальной арифметике. Эта дисциплина, словно супертренажёр тренирует ваш мозг, делая его быстрее, сильнее, выносливее. После такой прокачки серого вещества вы станете всё усваивать и обрабатывать в разы быстрее, а это шанс вырваться вперёд в гонке за место под солнцем.

Именно поэтому учёные Майкл Фрэнк из Стэнфордского университета и Дэвид Барнер из Калифорнийского отправились в путешествие по Индии (в Азии и на Востоке – ментальная арифметика общепринятая дисциплина обучения детей). Цель, которую ставили учёные - изучить, а затем и рассказать обществу, как одна из древнейших наук действует на развитие интеллекта.

Майкл Фрэнк
На фото: Майкл Фрэнк

Те исследования, которые проводились до изысканий господ Фрэнка и Барнера, сводились к тому, что процесс представления абакуса во время устного счёта — это следствие работы кратковременной зрительной памяти – способность запоминания и воспроизведение зрительных образов. Однако это не объясняло почему дети могут удержать в уме все косточки абакуса. Ведь в таких стандартных счётах более 15 спиц, на которых нанизано по 5 косточек. Известный факт, что многие люди не могут в голове представить одновременно несколько образов разных предметов.

Дэвид Барнер
На фото: Дэвид Барнер

Фрэнк и Барнер провели эксперимент: дети, которые перешли от физического абакуса к ментальному счёту, производили сложение. У некоторых из них возникли сложности с расчётами трёхзначных и четырёхзначных чисел. После этого учёные пришли к выводу, что дети представляют в определённый отрезок времени 3 или 4 спицы счётов абакус.

Ещё в одном эксперименте учёные Майкл Фрэнк и Дэвид Барнер создали группу из пятнадцати детей, которые освоили счёт в уме в совершенстве. Им дали задачу делать сложные арифметические вычисления во время прослушивания сказки про Али Бабу и сорок разбойников, повторяя каждое слово сказки или постукивать пальцами по столу (задание на развитие моторики).

Такая комбинация работы на моторику и слух частично мешала вычислению в уме, но меньше, чем при параллельном задании на двигательную активность. А вот студенты Калифорнийского университета, какие никогда не занимались ментальной арифметикой, сложный счёт при прослушивании сказки выполнить не смогли.

Учёный Майкл Фрэнк считает, что счёт в уме не сильно связан с языковой системой. Многие из нас считают с помощью слов, например, «сто тридцать четыре» или «семьсот восемьдесят девять» - мы проговариваем словами. Ментальный же счёт происходит с помощью образов – мы представляем косточки абакуса.

Конструкция абакуса - это мощный инструмент для вычислений и развивает процесс визуализации. Группирование косточек абакуса удерживает числа в зрительной памяти подобно тому, как мы запоминаем телефонные номера, деля их визуально на трёхзначные и четырёхзначные числа.

Владимир Федяй
На фото: Владимир Федяй

Кстати, похожим путём пошёл основатель методики AMAKids Владимир Федяй: он изучил восточный опыт преподавания ментальной арифметики, но убрал всё лишнее, что могло бы создать в голове наших детей кашу. Ведь принципы изучения в школах России и Японии абсолютно разные. Владимир Федяй превратил ментальную арифметику в супертренажёр для мозга, который развивает его гармонично и делает очень быстрым, способным принимать и обрабатывать большие объемы информации. К тому же основатель методики AMAKids адаптировал ментальную арифметику к нашему менталитету.